На выставке «Путешествие за грань» в Калининградском историко-художественном музее представлена реконструкция захоронения знатной прусской женщины XIII-начала XIV веков (могильник  Альт-Велау). В составе погребального инвентаря мы можем увидеть  разнообразные украшения, среди которых особенно выделяется массивная шейная гривна типа «Тотенкроне» (в переводе с немецкого языка – посмертная корона).

Древние жители Янтарного края верили, что умершие «уходят» в другой мир, где будут «жить» в соответствии со своим социальным статусом.Поэтому считалось важным положить в могилу вещи, которыми  покойный смог бы воспользоваться в загробной жизни. Так, женщин одевали в свадебные наряды с лучшими украшениями. А в мужские погребения помещали оружие, предметы обихода и хозяйственный инвентарь.

В большинстве местных женских захоронений XIII-XIV веков  присутствовали  свитые из толстой проволоки ритуальные шейные гривны, вес которых достигал двух килограммов. Такие  украшения встречаются в Европе только на территории Калининградской области и приграничных регионов. До сих пор остается загадкой их появление на землях пруссов в позднем средневековье.

Прусские гривны с коваными орнаментированными наконечниками по своей форме напоминают свернувшуюся кольцами змею – сакральный  символ западных балтов. Подобные необычные украшения также  характерны для германских племен эпохи поздней бронзы – раннего железного века и некоторых современных африканских племен.

В период  позднего средневековья шейные гривны  выполняли функцию оберега. Можно предположить, что их  одевали  дважды – на свадьбу и для погребения. Умершую женщину наряжали в последний путь как невесту. Также существует мнение, что эти закрывающие шею украшения могли носить в качестве защиты от вампиров. Всего в экспозиции Калининградского историко-художественного музея  представлено  6  шейных гривен типа «Тотенкроне».

Данные артефакты были обнаружены Калининградским отрядом Балтийской археологической экспедиции ИА РАН под руководством Анатолия Валуева  в ходе изучения позднесредневекового  могильника Альт-Велау (Знаменск, Гвардейский район). Исследования этого памятника во многом дополнили сведения о жизни, быте и культуре местных племен в период их христианизации и колонизации Пруссии Тевтонским Орденом. Результаты работ калининградских археологов заставили во многом пересмотреть ранее существовавшие научные концепции о процессе ассимиляции автохтонного населения региона  в XIII-XVI веках.

 

Валуев А.А., заместитель директора по развитию деятельности музея и филиалам

Теплышева М.В., главный специалист сектора по связям с общественностью КОИХМ