Прусская Москва… Именно так в своем сочинении «Прогулка за границу» 1821 года историк и публицист Павел Сумароков характеризует «обширный, имеющий остатки древности» город на реке Прегель. Выставка дает возможность увидеть Кёнигсберг XVIII-XIX веков глазами русских путешественников.
В экспозиции представлены свыше 500 подлинных исторических предметов из фондов старейшего музея региона. Многие из них будут показаны впервые. Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, антикварная мебель, старинные книги, карты, музыкальные инструменты, предметы быта, одежда и украшения горожан создадут овеянные тайной образы прошлого, едва различимые в контурах современного города. Мир вещей является своего рода хранителем воспоминаний и несет в себе ценную информацию об эпохе их создания и особенностях жизненного уклада людей. Представленные на выставке раритеты словно протягивают невидимые нити, связывающие современных жителей и их предшественников…
На выставке посетители музея смогут совершить прогулку по старому городу, плениться его неповторимой атмосферой и познакомиться со знаменитыми кёнигсбержцами. Перед странниками XXI века предстанут: Альштадтский рынок и почта, Альбертина и Кафедральный собор, Королевский замок и залы легендарного ресторана «Блютгерихт», музыкальный салон и уютная гостиная почтенного бюргера. Также экспозиция поведает о традициях празднования Нового Года в Восточной Пруссии. Причем каждый раздел выставки будет «насыщен» воспоминаниями русских путешественников XVIII-XIX веков.
Уникальная нумизматическая коллекция станет своеобразной портретной галерей правителей Пруссии на талерах, грошах и марках. Любопытно, что в этом ряду можно увидеть и монету достоинством 6 грошей 1761 года, на аверсе которой изображена Императрица Елизавета Петровна. Во время Семилетней войны в период с 1758 по 1762 гг. Кёнигсберг входил в состав Российской империи. Проследить как в течение столетий меняла свой облик «Прусская Москва» можно будет при помощи карт XVII – начала XX веков.
Дополняет экспозицию раздел, посвященный особенностям восточнопрусского юмора. Так, однажды во время сильного шторма путешествующим по морю из Пиллау в Данциг пришлось «принести жертву Нептуну». Единственным пассажиром, который не пострадал от качки, оказался кёнигсбержец. На вопрос, как ему удалось справиться с «морской болезнью», он ответил: «Я к этому привык, так как каждый день езжу на трамвае!».
Таким образом, выставка «Прусская Москва» демонстрирует разные грани бытия города, о котором Андрей Болотов во второй половине XIX века писал: «Прости, милый и любезный град, и прости навеки!.. Ты был мне полезен в моей жизни, ты подарил меня сокровищами бесценными, в стенах твоих сделался я человеком и спознал самого себя, спознал мир и все главнейшее в нём… Сколько дней, преисполненных веселием, прожито в тебе мною, град милый и любезный! Никогда не позабуду я тебя и время, прожитое в недрах твоих!».