Художественный ковер Кенигсберга ткали столетиями. Кенигсбергские живописцы, полотна которых ныне хранятся в Таллинне, Риге, Львове, или скульптурные композиции мастерской Петцеля, находящиеся ныне в Ольштыне, встретились на земле своей родины.
Убедительным выглядит факт преемственности культурных ценностей. Из древнего рода Коцебу был генеральный консул Кенигсберга, а его наследник Александр Коцебу, живший уже в Петербурге, по заказу царя Николая II писал исторические картины для Зимнего дворца. Одним из первых собирателей немецкой живописи был поэт В.А. Жуковский, ставший коллекционером по совету своего немецкого друга, живописца Рейтерна. Среди старинных портретов выделялся портрет Александра Фридриха Дёнхоффа (1683-1742), чье имение Фридрихштайн было расположено вблизи Кенигсберга. Много лет спустя Марион Дёнхофф подарит городу скульптуру Канта.
Выставка показала, что Восточная Пруссия во все времена была связана с Россией, Прибалтикой тесными культурными контактами. Тихая провинция была вовлечена в художественную и культурную жизнь крупных центров искусства благодаря частому появлению здесь художников из Петербурга, Берлина, Дюссельдорфа, Риги. Таким образом складывалась особая «балтийская культура», являвшаяся соединением культуры народов, населявших этот регион.
И ныне Калининград с особым удовольствием принимает выставки из Германии, и общие культурные достижения влияют на облик данного географического ареала. Выставка «Художники Восточной Пруссии» (1991г.), организованная краеведческим музеем Люнебурга и Домом немецкого Востока в Дюссельдорфа, продолжила тему взгляда в прошлое. Устроители были удивлены интересом музея к культуре и искусству района, где до 1945г. все создавалось немцами, а теперь живет другое население. На этой выставке калининградцы увидели подлинники многих работ немецких мастеров, известных прежде лишь по немногим репродукциям, в том числе одного из выдающихся прусских художников Ловиса Коринта. «Восточный прусс», прекрасно ориентировавшийся в мире, всегда признавался в любви к своему краю, за год до смерти он стал свидетелем юбилея Канта и открытия своей выставки на родине в 1924 году. И вот спустя много лет будто бы вновь слышим его голос: «Я умру, но картины мои будут жить долго».
Ганс Ритенбах, уроженец Кранца, ныне живущий в Америке, всю жизнь мечтал приехать с выставкой на родину. В 1992г. он привез не только привет из Огайо, свою новую живопись, но и графику – зарисовки старых улочек Кенигсберга, сделанные по памяти. Так дух города продолжает будоражить умы, способствует новому пониманию связи событий в пространстве и времени, той роли индивидуального вклада страны и каждого человека в рождение того блеска, которым отличается многообразная культура.
Необычной страницей в культурных контактах наших стран явился семинар-плэнер с последующей выставкой «Городской культурный ландшафт» (1997г.). Местная городская среда сложна и многообразна, привычна и неожиданна. В ней нераздельно существуют градостроительные принципы средневековья и современности, уникальные памятники и рядовые застройки. Условия работы художников здесь очень сложны, но результат явил не только алгебру, но и гармонию метафизического пространства, оживленную нашими собственными переживаниями и интерпретациями.
Настоящим подарком для калининградцев – любителей художественной фотографии, стала выставка «старых фотографий» Якова Розенблюма и работ тильзитского фотохудожника Вальтера Энгельгардта под общим названием «О Тильзите. О Мемельском крае» (2004г.). Два образа одного города как будто вглядываются друг в друга, постепенно узнавая себя. Единство темы и одинаково глубокое чувствование души города не только роднят этих никогда не встречавшихся в реальной жизни фотохудожников, но обозначают художника из Советска как духовного преемника художника из Тильзита. Это еще один шаг к осознанию себя на этой земле.
К 750-летнему юбилею города художественный отдел подготовил выставку «Путешествие из Кенигсберга в Калининград» (2005г.). В экспозиции были представлены не только картины художников, но и их высказывания о городе. Вербальный ряд был дополнен комментариями русских путешественников, побывавших в Кенигсберге, и его знаменитых жителей.
Таким образом и совместные выставки, и выставки из-за рубежа – из Германии, Польши, Литвы, Японии, Китая, Америки позволяют калининградцам быть причастными к культурным богатствам разных стран, сломать стены, которые мы носим в нашем сознании. Простейший анализ ландшафта искусства Калининграда показывает, что взгляд со стороны и оценка изнутри — две разные вещи. Иногда кажется, что культуры разных стран и наций начинают походить друг на друга, но можно наблюдать два сильных течения: центростремительное, когда жизнь становится более или менее одинаковой: телепередачи, гамбургеры, автомобили и обратное – центробежное движение – мощное стремление оберегать региональные и национальные культурные традиции, самобытность художественного наследия.
Из более четырехсот выставок, проведенных художественным отделом, многие отвечали вопросам времени. Как выставка «236000» (1992г.), так и «Собор» (1993г.) были продиктованы сегодняшним днем. Кто мы? Откуда и куда идем? Воспитанные в традициях русской культуры мы чувствуем себя земляками Канта, Бесселя, Гофмана – людей другой нации, другой культуры. Но этому дару всемирной отзывчивости угрожает одна опасность – потеряться в переливах исторических впечатлений и переживаний, не найти самоё себя.
С самого начала своего существования музей формировал этнографическую коллекцию и коллекцию народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Жостово, финифть, кружево – ведь отделенные от России двумя границами жители области особенно осознают свою неразрывную связь с историей, культурой, судьбой государства Российского. Сохранение и развитие русской культуры – важнейшее условие укрепления российского присутствия в балтийском регионе Европы…. Кроме того, наличие в фондах таких предметов позволяет создавать выставки с «национальным» характером. Например, «Приглашение к чаепитию» (1997г.) (здесь же использовалась и коллекция самоваров).
То, что мы связаны с «большой землей» сотней невидимых духовных нитей, продемонстрировала выставка «Паломничество души» (2003-2004гг.). Небыстрым и нелегким оказался процесс подборки фотографий: даже самое красивое фотографическое изображение, лишенное комментария, посетителю выставки ни о чем не скажет. Визуальное изображение монастырей, храмов России сопровождалось повествованием об их истории. Ведь русские монастыри испокон веков были проводниками культуры – в их стенах переписывались книги, процветали ремесла. Более тысячи фотографий, представленных паломниками, дали возможность взглянуть по-новому и на собственную жизнь, и на отечественную историю. Свое весомое слово в общем контексте экспозиции сказали и живописцы, но особой гордостью стала коллекция икон, спасенная от вывоза за границу и переданная нам ФСБ после многочисленных судов с владельцами и атрибуции старых образов.
Музей это не только предметы, но и люди. Иногда может быть просто выбрана тема, способная вызвать интерес у посетителей от мала до велика и которая должна быть раскрыта с большой долей фантазии….
Впервые в России отдел провел интернациональную акцию. В выставке мейл-арта «Перфорацио-Канта» (1994г.) приняло участие 150 художников из 35 стран мира. Акция-выставка посвящалась Канту. По нашему мнению, он был первым мейл-артистом, ибо изрек фразу: «Человечество есть не что иное, как коммуникабельность и коммуникативность». Что нам только не пришлось делать: отправлять бутылочную почту, резать картофельные печати, заказывать настоящие штампы, распечатывать, сортировать десятки писем из разных стран и даже заниматься инспекцией собственного состояния, для чего был заведен «вахтенный журнал», куда и гости должны были заносить свои впечатления (с целью выявления настроений художественных масс).
Идеи кенигсбергского философа до сих пор питают умы современников, для Калининграда он – мифологическая фигура №1. источником для его размышлений являлись болезни общества, человеческие темпераменты, образование ветров, проблемы свободы, пространства и времени, истории, географии, эстетики. Поэтому не случайно мы были приглашены в Дуйсбург с выставкой «Обед с Кантом», на которой были представлены работы трех калининградских художников: Р. Ткаченко, Е. Пигановой и В. Морозко. Цифра «три» выбрана не случайно, Кант приглашал на обед от трех, по числу граций, до девяти, по числу муз, гостей. Проект продолжился в историко-художественном музее «Ужином с Кантом» (2000г.), в котором участвовало уже девять художников. В основе этих двух выставок лежит понятие «круглого стола»: стол – это главный символ в трапезе, повод для еды и беседы, согласие. На нашем пригласительном билете в виде орнамента шла надпись: «Мы просто играем, это не серьезно. Наша пьеса не реальность, а лишь подобие». В оформлении экспозиции, как и на билете, сочетался черный и белый цвет. Те, кто пришел на открытие выставки, попали в два времени, в два пространства – одно историческое, календарное, другое – музыкально-художественное и еще… в сумерки вечера, ибо «рассудок больше всего действует в темноте» (Кант. Черновик. 1765г.).
Проект «Театр слова» (1995г.) – попытка демонстрации раскрепощения языка, долгое время испытывавшего гнет крепостнической лапы идеологии, еще одна возможность ощутить подлинную свободу. В игре фигур, знаков, культовых отсылок, водоворотах мысли, вновь и вновь промывалась история и современность, и художники, как кочевники, путешествовали по лабиринтам, где нет ни входа, ни выхода, и все в движении.
Экспозиционное пространство, а это рукодельные книги авторов разных стран, «Литературная учеба» Ольги Дмитриевой (коллаж из газетных сообщений), забор в центре зала, через дырку которого можно было увидеть загадочный объект О. Костюка «Эх-ма», «Становой хребет экономики» Виктора Рябинина, фотографические оксюмороны В. Мулкахайнена и многое другое – все вместе взятое, парадоксально совмещенное давало простор для всевозможных толкований, многочтений. А символом выставки стали птичьи перья, прикрепленные к прозрачному занавесу (представьте удивление администрации птицефабрики, где мы добывали мешки этих необычных экспонатов).
В разделе «Раритет» были представлены книги польского издательства «Верум» из Кошалина. Похоже, что ничего подобного нет во всей Европе, ибо книги эти – символ интеллектуальных ценностей, щедры еще и на чувственные наслаждения: их хочется нюхать, гладить шероховатые страницы, трогать и ощущать неровные края. Представьте томик стихов в переплете из розового натурального шелка на нежно-розовой бумаге ручной выделки с запахом белых лилий.
Какие бы выставки ни проводились, особым предметом внимания всегда был выставочный эксперимент, стремление преодолеть стереотипы выставочной практики. Например, на открытии выставки Барлаха из Германии посетители должны были срывать газетную упаковку, чтобы добраться до картины. Перформансы, инсталляции, другие формы искусства действия – неотъемлемая часть выставок. «Ужин с Кантом», «Джоконда с ключами» (2002г.) позволяли познакомиться с новыми художественными формами отображения, доставить многим посетителям удовольствие и побудить их к размышлениям и дискуссиям.
Не имея пока постоянной экспозиции, художественный отдел считает своей целью не только изучение связей человека и реальности, которые выражены коллекционированием, сохранением и документированием деятельности, относящейся к этой реальности, но и передача знаний о ней другим, создание условий для живого общения с искусством, воспитание чувств….
Аудитория, с которой работает художественный отдел, разнообразна: традиционные летние детские выставки, выставки аутсайдеров (пациентов психоневрологических диспансеров), этнических объединений, в том числе индейского клуба «Говорящая вода» совместно с выставкой графики канадских индейцев.
Первая инновационная выставка «Дизайн – в союз» (2004г.) широко представила разнообразный спектр интерьеров, архитектурных изысков, полиграфии, дизайна – всего около 100 работ 27 авторов из Калининграда и области.
Активное сотрудничество с творческим объединением художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Абрис» создает возможность проведения в музее традиционных Дней ремесел, знакомства калининградцев с приемами мастерства, что особенно популярно у родителей с детьми. Прекрасные работы для выставки «Путешествие из Кенигсберга в Калининград» создали члены клуба «Взрослые играют в куклы», который был создан год назад при музее. На протяжении этого времени на ежедневных занятиях они постигали премудрости творения авторской куклы, изучали историю костюма, получали знания о скульптуре, дизайне, моделировании и т.д.
Конечно, профессиональные художники – друзья музея. Они – постоянные участники больших проектов, они приглашаются в музей и с персональными выставками. Коллекции «Особое видение», «Пейзаж», коллекция женского портрета, экслибрисов, декоративно-прикладного искусства – результат закупок и дарений художников. Одна из интереснейших коллекций – китайское искусство «Гохуа».
Выставочный зал «Арт-ателье» — очень важная для музея площадка, которая ежемесячно представляет для зрителей либо новое имя в искусстве, либо очередной проект зрелого мастера. И они любят экспонироваться в музее – ведь зачастую их ждут сюрпризы. Так, старейшему художнику В. Резчикову, в дни его юбилея предоставили возможность проехать по залу на лошади, которую подняли в лифте на 3 этаж (этот персонаж часто встречается в его работах)…. Итак, каждая выставка – предчувствие тайны, ощущение важности и уместности собственной работы, поиски неожиданности и остроты.
На карте российского искусства отчетливо различается знак «ТРIУIИМ». Это не знак средневекового единства «свободных искусств», но древнее обозначение – узловое скрещение линий, перекресток. В эпоху торжества «Великой истории» движения по ним исключали друг друга. Главным был «Путь» — единственно верный и потому для всех обязательный, универсальный. Сегодня есть возможность задержаться у перепутья и предпочесть увидеть что-то самим. Увидеть и запечатлеть это ускользающее, текущее сквозь пальцы время, показать крупным планом незамеченное. Философ Вальтер Беньямин писал: «Не прошедшее отбрасывает свет на настоящее, и не настоящее на прошедшее, а единственный образ сводит в мгновенном эффекте бывшее и нынешнее к взаимоположению».
Я бы объявила каждый год – годом Культурного диалога. Для нас чрезвычайно важна возможность культурного и личностного обмена сегодняшних поколений, интенсивность духовной жизни, ведь современная культура уже не культура какой-то местности, а, скорее, культура времени, поглощающего всех нас.
Автор статьи: Валентина Покладова.