«…вот карандаши цветные подготовил. Готовлюсь порисовать.

Айвазовский был маринистом, а я хочу стать…косминистом».

Из разговора Алексея Леонова с Сергеем Королёвым

накануне полета на космическом корабле «Восход-2»

Пятьдесят лет назад 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытый космос. Это был очередной шаг человечества на пути к освоению внеземного пространства. В тот день миллиарды землян, затаив дыхание, сидели в ожидании у радиоприемников, чтобы услышать уверенное заявление диктора Левитана: «Человек впервые вышел в космическое пространство!». Слышал эти слова и космонавт Алексей Леонов. Именно он оказался тем человеком, кто смело переступил порог космического корабля и шагнул навстречу звёздной бездне. Леонов получил радиосводку именно в тот момент, когда парил в невесомости над Землей. В голове космонавта мелькнула мысль: «Путь во Вселенную открыт». Человек впервые наблюдал космическую панораму вне иллюминатора. «Необъятный космос предстал передо мной во всей своей неописуемой красоте», – вспоминает Алексей Архипович. «Первый взгляд на Землю. Она величественно проплывала перед глазами. Земля казалась плоской. И только кривизна горизонта напоминала о том, что она все-таки шар». Левитация в открытом космосе длилась двенадцать минут. За это время Леонов успешно провел ряд научных и технических экспериментов, затем вернулся на борт пилотируемого космического корабля «Восход-2» и зафиксировал свои наблюдения в бортовом журнале.

Завершив официальную часть работ в космосе, Леонов не удержался и достал бумагу и карандаши, чтобы сделать зарисовки. «Как художник, я не мог пройти мимо столь яркого зрелища», – позже признается космонавт. Несмотря на то, что свидетелем пребывания человека в открытом космосе стал бесстрастный объектив киноаппарата, именно субъективные впечатления, талантливо перенесенные на бумагу, оказались наиболее ценным материалом, как для науки, так и искусства. «Передо мной открылось величие космического простора. То я видел яркие немигающие звёзды на фоне темно-фиолетового с переходом в бархатистую черноту бездонного неба, то Землю».

В 1965 году Алексей Леонов вступил в Союз художников СССР. Его первая персональная выставка «Космос глазами космонавта», открытие которой состоялось в Москве, представила ряд набросков и этюдов, а также картин на тему освоения человеком Вселенной. Поразительной красоты космические пейзажи и виды земной атмосферы, написанные с натуры в разное время суток, произвели необычайное впечатление на современников. Безусловно, творчество космонавта Леонова, объединяя в себе документальные наблюдения и художественное воплощение, послужило новой ступенью в развитии научно-фантастической живописи.

В том же 1965 году был образован творческий союз космонавта-художника Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова, который подарил миру классические полотна космической живописи. До встречи с Алексеем Архиповичем Андрей Соколов работал в жанре научной фантастики, опираясь на своё воображение. Инженерно-технические сведения о конструкции космических кораблей и спутников, организация полетов на космодроме Байконур, наконец, виды реальных космических панорам оставались для художника terra incognita. Знаменательная встреча с Алексеем Леоновым позволила Андрею Соколову получить необходимый научный и технический материал. Та самая «конкретика», которой не доставало в картинах фантаста, была, наконец, найдена. Самое главное, в рассказах и зарисовках Алексея Архиповича художник черпал знания о цветах и оттенках внеземного пространства, о том, как на самом деле выглядят континенты и земные ландшафты из космоса. Отличительной особенностью живописных работ Леонова и Соколова является достоверность в изображении форм, пропорций, деталей космических аппаратов и колорита внеземных пейзажей. Главная задача, которой следовали художники – изобразить космос таким, каким он предстаёт космонавтам. Освещая важнейшие этапы освоения человеком космоса «сегодня», живописцы в то же время могли заглянуть в далекое будущее – «завтра» космической эры. Впечатляющие масштабом мысли полотна уносят зрителя в те времена, когда человечество откроет новые миры и заселит другие планеты. Апогей космической темы заключен в работе «К звёздам!» – это одновременно и девиз настоящего, и напутствие для будущих поколений. Мотив, который будет встречаться и в более поздних работах Леонова и Соколова, призывает человечество к расширению границ мировоззрения и к мирному освоению глубин Вселенной.

Десять лет спустя Алексей Леонов вновь участвовал в космической экспедиции: 17 июля 1975 года впервые в истории космонавтики состоялась советско-американская экспериментальная стыковка двух совершенно разных систем космических аппаратов «Союз» и «Аполлон». Как и прежде, во время международного полета вокруг орбиты Леонов делал зарисовки. «Еще несколько слов о своих впечатлениях от полёта. Мы привыкли видеть звёзды холодного голубоватого сияния. В космосе они цвета червонного золота и как бы небрежной рукой разбросаны по чёрному фону. Я нарисовал их в своём бортовом журнале цветными карандашами. Кстати, писать и рисовать в невесомости не так уж трудно. Надо только карандаш потвёрже ставить на бумагу и почаще тренироваться». В честь возвращения команды «Союз-Аполлон» на Землю была организована дружеская советско-американская художественная выставка. Это событие стало новой ступенью в утверждении космической живописи.

Мысль о том, что мирное освоение космоса – не просто слова, – доказала на деле слаженность в работе двух сверхдержав над проектом ЭПАС. Успех миссии произвел на землян должное впечатление. В 1976 году при Союзе художников СССР возникла творческая группа «Интеркосмос». Главой объединения стал художник Юрий Походаев. Знакомство с Алексеем Леоновым оказалось решающим в творчестве живописца. Певец русского пейзажа Юрий Походаев обратил свой взгляд в бесконечность космического пространства – и был навеки покорен. Начиная с середины 1970-х годов, тема космоса занимает главное место в творчестве художника. В 1976 году появилось его первое космическое полотно – «Дублеры», а позже – картина «Союз»-«Аполлон». Первая встреча». Поражает энтузиазм и воодушевление, с какими художники брался за изучение новой для себя художественной темы. Помимо встреч и бесед с космонавтами, Юрий Походаев посещает Центр Управления полетом. Здесь художник получает уникальную возможность наблюдать ракеты на старте днём, ночью, на рассвете, знакомится с работой огромного числа самых разных специалистов. Так возникла космическая серия работ Юрия Походаева – «Интеркосмос».

Тема космоса волновала художников задолго до полётов человека за пределы Земли. Лишь с началом практического освоения космоса научно-фантастическая живопись смогла утвердиться в качестве самостоятельного жанра искусства. Серьёзный вклад в развитие нового направления внёс журнал «Техника-молодёжи», известный своими научно-популярными публикациями с 1933 года. Именно на страницах этого издания впервые появились леоновские зарисовки, сделанные на борту космического корабля «Восход-2» в 1965 году. Чёрно-белые и цветные иллюстрации космонавта-художника вдохновили читателей со всех уголков Советского Союза на пробу кисти в жанре научно-фантастической живописи. В последующие годы журнал стал инициатором проведения ряда международных конкурсов-выставок среди профессиональных и самодеятельных художников. Начиная с 1977-го года, журнал объявил о ежегодном проведении международного выставочного проекта «Время-Пространство-Человек». Вскоре проект перерос в постоянную экспозицию, где выставлялись работы профессиональных и самодеятельных художников, а также детские рисунки на тему космоса. Благодаря журналу «Техника-молодёжи» читатели по всей стране знакомились с новыми именами художников-фантастов, рассматривали завораживающие космические пейзажи, и, конечно же, мечтали о далеком светлом будущем. Конкурс просуществовал вплоть до распада СССР.

Фонды Калининградского областного историко-художественного музея располагают уникальной коллекцией станковой живописи советских художников в жанре научной фантастики. Здесь можно увидеть масштабное полотно кисти Андрея Соколова «К звёздам!» (1980), работы из серии «Интеркосмос» Юрия Походаева (1975-83), триптих «Памяти космонавта Владимира Комарова» (1978) художника Сергея Краснова, портреты космонавтов Алексея Леонова и Валерия Кубасова из триптиха «Союз»-«Аполлон» (1975-76) кисти Федора Решетникова, а также полотно «Портрет матери космонавта Романенко» (1987) кисти калининградского художника Израила Гершбурга. Кроме того, в музейном собрании находятся подлинные предметы Алексея Леонова, связанные с его калининградским периодом жизни, космическими полетами и другими моментами биографии.

В наши дни последователем идей советской научной фантастики в литературе и живописи стал проект «СССР-2061». Главная мысль, которую утверждают организаторы – «создать будущее, до которого хочется дожить». В основе философии проекта лежит убеждение, высказанное еще в СССР о том, что «космос будет мирным» и «советский человек придет во Вселенную как исследователь, строитель, но не как завоеватель». Именно такое радужное будущее, где человечество нацелено на мирное освоение космоса, было представлено на мини-выставке в 2013 году в Калининграде. Остается верить, что именно мы станем очевидцами зарождения новой космической эры.

Белякова Полина, культуролог,

сотрудник Калининградского историко-художественного музея

Справка:

Леонов Алексей Архипович, род. 30 мая 1934 года. Летчик-космонавт, Герой Советского Союза. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище, служил в авиационных частях Советской Армии. С 1960 года – в отряде космонавтов. Совместно с П.И.Беляевым совершил 18 марта 1965 года полет в космос на космическом корабле «Восход-2» в качестве второго пилота. Во время полета впервые в мире Леонов вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров и провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут. В 1968 году Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академия им. Н.Е.Жуковского.

Соколов Андрей Константинович, 1931 – 2007. Российский художник-фантаст, народный художник РСФСР. Родился в Ленинграде. В 1955 году окончил МАРХИ. После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году всё творчество Андрея Соколова посвящено теме освоения космоса. Начиная с 1965 года соавтором Соколова стал космонавт Алексей Леонов.

Походаев Юрий Архипович, 1927 – 2014. Народный художник России, Член- корреспондент Российской Академии художеств, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Международной Академии информатизации, Международной академии «Элита», Германской Академии искусств. Учился в художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина, в 1954 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Одна из основных тем в творчестве Походаева – тема освоения человеком космоса.

Решетников Федор Павлович, 1906 – 1988. Народный художник СССР, Один из главных представителей социалистического реализма. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (в 1974 — 1987 годах).

Краснов Сергей Борисович, род. 31 августа 1948 года. Народный художник Башкортостана, действительный член РАХ (2007). Обучался на художественном отделении Уфимского педагогического училища №2 (1965—1968 гг.). С 1978 по 1981 года работал в творческих мастерских Академии художеств СССР. Куратор Башкирской академии художеств. Является ярким представителем «фантастического реализма», мастером аэроландшафтов, приверженцем интеллектуальной живописи.

Гершбург Израил Матвеевич, род. 4 января 1933 года. Скульптор, живописец. Родился в г. Уфа. Окончил в 1951 году Ташкентское республиканское художественное училище им. П. П. Бенькова, в 1957 году — Государственный художественный институт Литовской ССР в Вильнюсе. С 1996 года работает в Калининграде. Член Союза художников РФ.

Белякова П.Н. «К звездам!», или Вневременное путешествие по полотнам космической живописи // Журнал «Балтика». №2. 2015. С. 8-10