В 2016 году Калининградский областной историко-художественный музей отмечает свое 70-летие. Ровесник области, музей был основан 7 августа 1946 года, и по сегодняшний день является крупнейшим учреждением культуры региона по изучению и сохранению историко-культурного и природного наследия нашего края.

Вместе с образованием калининградской области, когда первые переселенцы из разных уголков нашей страны заселяли земли с иной культурой и историей, стало очевидным формирование совершенно особой региональной ветви национальной русской культуры. Дорога в неизвестные края была полна тревог, надежд и чаяний, порой несла в себе опасность. Людей встречали неприветливые земли, еще неостывшие от прокатившихся волн сражений и бомбардировок. Приходилось селиться в уцелевшие дома и квартиры, чтобы в скором времени построить новое жилье. Повсюду – груды камней и такие непривычные глазу черепичные крыши. Переселенцы непременно брали с собой вещи, которые напоминали бы им о родном доме и краях. Эти вещи, подобно семенам русской культуры, попадали в прусскую землю, прорастали и пускали свои корни. Прошло время, и сейчас мы наблюдаем причудливую картину многоцветья форм и образований на поле региональной культуры. И пусть эти культурные побеги не обладают прямой преемственностью с русской национальной культурой, тем не менее, они несут в себе память наследия и всеми силами стремятся быть достойными носителями русской идеи.

Цикл выставок «Русское» в музее задумывался, в первую очередь, как возможность познакомить жителей Калининградской области с уникальным и неповторимым многообразием аспектов мира отечественной культуры. Одной из первых в обозначенной тематике стала выставка под названием «Приметы милой старины» (30.10.2015 – 18.02.2016), которая рассказала посетителям об обычаях и традициях русского чаепития. Экспозиция получилась красочной, почти сказочной (Рис. 1). Путешествие по миру русских чайных традиций происходило легко и непринужденно, в чем особую роль сыграл подготовленный сотрудниками музея аудиогид по выставке. Повествование начиналось с ароматного знакомства с травами, которые на Руси заваривали до появления чая (Рис. 2). Следующая остановка чайного путешественника происходила в стилизованной дворянской гостиной (Рис. 3). Первое время чай, ввиду своей дороговизны, пользовался особой популярностью в высших сословиях. В семьях было принято собираться за большим столом, убранным белоснежной скатертью, выставлять дорогой фарфоровый сервиз. Горячий напиток предпочитали разбавлять холодным молоком, в чем угадывается влияние традиций чайной церемонии английских салонов. Интересен тот факт, что в русской дворянской гостиной пить чай из чашки считалось исключительной прерогативой дам. Мужчины обыкновенно предпочитали пользоваться стаканами тонкого стекла с резным орнаментом и гравировкой. Удержать кипяток в руках позволяло бесхитростное приспособление с красноречивым названием – подстаканник. Сейчас сложно представить, что когда-то этот металлический предмет широко использовался в домашнем быту и считался весьма ценным подарком хозяину дома. Между тем, подстаканник был привнесен в быт железной дороги именно потому, что ассоциировался у современников с домашним уютом и комфортом. Проследить эволюцию роли подстаканника в мире русского чаепития позволила представленная на выставке коллекция калининградки Татьяны Тулаевой (Рис. 4). Около сотни предметов удивительно обширно представили эпоху с конца XIX века до наших дней. Посетители смогли узнать, что подстаканник не только чутко откликался на все веяния большого стиля, становясь, порой, настоящим произведением искусства, но и служил орудием пропаганды на различных этапах российской истории. Большим подарком для гостей музея стала лекция и экскурсия по коллекции от владелицы.

Под убаюкивающий стук колес железной дороги и приятные мысли о домашнем тепле, чайный путешественник прибывает на следующую тематическую остановку: чаепитие в крестьянской избе и купеческом доме. Пожалуй, все известные нам образы традиционного русского чаепития в искусстве подарили именно эти два сословия. Говоря о русском чаепитии, нам сразу представляется веранда, теплый летний вечер, большой деревянный стол, белоснежная скатерть с замысловатым вышитым узором, фарфоровый сервиз. Вся семья в сборе, гости уютно устроились в креслах. В центре стола озорно и мелодично закипает самовар, поблескивая начищенными боками.

В музейном собрании находится коллекция угольных самоваров начала ХХ века с клеймами известных промышленников того времени (Рис. 5). «Император белых чашек», по меткому замечанию поэта Николая Заболоцкого, не только выполнял ведущую роль во время чаепития, но и считался хранителем домашнего очага. В каждой семье могло бытовать несколько самоваров, но всегда был один, который передавали из поколения в поколение и выносили к столу при особо торжественных случаях. Не удивительно, что среди вещей, которые попали в калининградскую область после войны, оказались и самовары.

В экспозиции представлен собирательный образ семейного чаепития в просторном помещении в избе (Рис. 6). Крепкий деревянный стол, скатерть с вышитым узором, пестрое лоскутное покрывало на скамье, керамические горшочки и крынки, половицы, лыковые лапти, расписная прялка и другие предметы из фондов музея создают ощущение давно ушедшей старины. Все эти предметы также когда-то были переданы в музей семьями переселенцев.

Тем временем, хозяйка дома выносит угощения: пышные пироги и сладкие варения, заботливо разливает по чашкам чай. Украшением стола были не только разнообразные яства. Особое очарование и праздничное настроение создавали вещи ручной работы: вязаные салфетки, вышитые домотканые рушники и даже «баба» на фарфоровом чайнике, оберегающая его от остывания. Традиционное русское народное художественное творчество представлено в экспозиции как множеством предметов из фондов музея, так и произведениями декоративно-прикладного искусства, выполненными калининградскими мастерами (Рис. 7).

В собрание музея предметы русского народного художественного творчества поступали в разное время. Часть будущих экспонатов попадала в фонд вместе с бытовыми вещами переселенцев еще в 50-70-е годы прошлого века. Это домотканые и вышитые рушники, скатерти, салфетки, подзоры, элементы традиционных национальных костюмов. Более поздние поступления были созданы мастерами на калининградской земле, но в художественных традициях родных мест. И, наконец, часть коллекции русского народного художественного творчества была целенаправленно закуплена в крупнейших российских промысловых центрах.

В экспозиции представлены изделия Хохломы мастеров Солоницыной Н.Н., Барановой Т.В., Дашковой В.С., Метельковой А.К. и других; Гжель авторства Дунашовой Т.С., Бидак Н.Т., Маланиной А.В., Симонова С.М.; Жостовские подносы представлены мастерами Савельевым М.П., Седовым О.Л., Гогиным С.С. и Графовым Б.В.; торжокское золотное шитье Андреановой Е.Л., коллекция дымковской игрушки автора Верии Е.Л. и другие. Удачно дополнили экспозицию работы современных калининградских мастеров. Жанровые картины со сценками крестьянских праздников, салфетки и скатерть, выполненные в старинной технике вышивки гладью и машинной вышивки были созданы мастерицей Раисой Кучко. Домашний уют в экспозицию привнесли грелки на чайник в виде петушков и барышень от мастерицы Тамары Синиченко. Коллекция традиционной обережной куклы, выполненная мастером Надеждой Горелкиной вызывала неподдельный интерес и восторг у посетителей от мала до велика: яркие капустки и кубышки от крошечных до пышных размеров, неразлучники, козочки и другие куклы. Мир старинного русского костюма был представлен в авторской коллекции художника Лидии Александровны Савосиной, созданных по мотивам сказок и былин. Чайное настроение в экспозиции создавали живописные работы, также выполненные калининградскими авторами специально для выставки: Людмила Филистеева, Ирина Каюкова, Ольга Величко, Елена Ананьина. В течение работы выставки художники проводили мастер-классы для всех, кто желал узнать больше о секретах декоративно-прикладного искусства.

Русское чаепитие – это всегда душевные беседы в хорошей компании с душистым напитком в чашке под согревающее урчание самовара. В формате встреч и бесед сотрудниками музея был подготовлен цикл лекций: «Жизнь и быт русской дворянской усадьбы», «Традиции празднования Нового года в России», «Зимние народные забавы и игры на Руси». Большое количество слушателей собрала лекция «Первые переселенцы Калининградской области». Не остался без внимания и русский романс, который во многом обязан своим появлением долгим зимним вечерам с чаепитием: состоялся музыкальный вечер с профессиональными музыкантами и вокалистами.

Для юных посетителей в экспозиции была представлена интерактивная часть (Рис. 8). Большая плетеная корзина, наполненная саше, знакомила с душистыми травами – предшественниками листового чая на Руси. Каждый мог попробовать свои силы и знания в борьбе за почетное звание «Титестера» — знатока чайных ароматов в викторине «Угадай чай». На сенсорных экранах были представлены игра «Мозаика» и игра «Пословицы и поговорки», в которой необходимо было соединить начало и конец крылатого выражения, непременно связанного с русским чаепитием и застольем. Секреты растопки самовара с помощью ялового сапога можно было узнать из шуточной инструкции, которая прилагалась к интерактивной установке. Встречало посетителей выставки расписное яркое окно с наличниками в стилизованном старинном русском стиле. Экспозиция получилась познавательной и интересной! (Рис. 9)

Полина Белякова,

культуролог, сотрудник Калининградского областного историко-художественного музея

(Белякова П. Н. Костюмированное застолье // Мир музея. 2016. № 10. С. 14-15 : цв.ил.)