Как на фотографии, только ближе – посетители увидят город в момент, «выхваченный» из прошлого. Грохот орудий, звуки стрельбы, огонь… один из четырёх решающих апрельских дней 1945 года.

Это уже не просто выставочный зал — проходя через руины, попадаешь на одну из улиц Кёнигсберга. Теперь нужно идти по разбитой брусчатке, пробираясь вдоль баррикад, разрушенных домов, через интерьеры старого кафе, мимо брошенной военной техники, сражающихся бойцов вермахта и Красной Армии.

О штурме столицы Восточной Пруссии расскажут участники боя. Скульптуры трёхмерной панорамы – и собирательные образы, и герои тех событий.

Экспозиция создана командой «Невский баталист» из Санкт-Петербурга под руководством Дмитрия Поштаренко, автора трёхмерных панорам и диорам. Организаторы – участники Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» (поисковый отряд «Шлиссельбург», объединение «Святой Георгий»).

Ранее командой созданы восемь трёхмерных панорам в шести городах России.

Проект реализован при поддержке Правительства Калининградской области.

Трёхмерная панорама – экспозиционный комплекс, в котором совмещается широкоформатное изображение местности, пейзажа с круговым обзором и предметный план — оригиналы или муляжи и макеты, выполненные в натуральную величину. Дополняется звуковыми и световыми эффектами. В отличие от классических панорам и диорам, зритель наблюдает воссозданную картину не со стороны, а изнутри.

Трёхмерная панорама не имеет заграждений, эту функцию выполняет рельеф, а предметный ряд, находящийся в доступных с экскурсионного маршрута зонах, можно изучать на ощупь. Экспликации вынесены за рамки трёхмерной панорамы.

Основное отличие от классических панорам и диорам в том, что акцент сделан не на расписанном полотне, а именно на предметном плане, скульптурах героев. Зритель оказывается непосредственно внутри события, становится прямым свидетелем остановленного момента. Дополненная музыкально-звуковым сопровождением, световыми приемами, воссозданная картина становится реалистичной, появляется ощущение присутствия.