7 декабря, в День памяти святой великомученицы Екатерины, в Калининградском областном историко-художественном музее прошло духовно-просветительское мероприятие «Екатерининские чтения», организованное совместно с Калининградской епархией Русской Православной Церкви.

Директор КОИХМ Екатерина Манюк начала мероприятие с презентации скульптуры святой Екатерины из приходской церкви Арнау (ныне – Храм св. великомученицы Екатерины, п. Родники Гурьевского городского округа), переданной в дар музею. По ее словам, это уникальный бесценный подарок, который обладает огромнейшей историко-культурной ценностью: «Благодарим владыку Серафима, который благословил благодетелей на то, чтобы эта скульптура попала в фонды музея. Статуя святой Екатерины теперь является частью государственного музейного фонда Российской Федерации. Таким образом, она будет сохранена для будущих поколений как историческое достояние нашей земли. Скульптура займет своё место в постоянной экспозиции музея и будет доступна для всех посетителей».

В духовно-просветительском мероприятии  приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Роман Балашов, архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим, глава городского округа «Город Калининград» Евгений Любивый, начальник департамента развития культуры регионального министерства по культуре и туризму Марина Сергеева, учащиеся Православной гимназии г. Калининграда под руководством духовника гимназии о. Михаила Собачинского, а также протоиерей Георгий (Урбанович), который рассказал участникам чтений интересные факты об образах святой Екатерины в истории христианского искусства.

Ознакомиться со скульптурой святой Екатерины можно на выставке «Прусская Москва» в Калининградском областном историко-художественном музее.

 

Справка: Деревянная статуя представляет собой полноростовую фигуру св. Екатерины в образе молодой женщины, облачённой в длиннополые одежды и плащ-мафорий. Голова увенчана короной, в левой руке – книга, правая рука немного выдаётся вперёд, у ног – фрагмент колеса. Скульптура св. Екатерины выполнена неизвестным мастером в традициях западноевропейского культово-декоративного искусства XIX – начала XX веков.

Общая композиция произведения уравновешенная, статичная, репрезентативная, соответствующая образу, силуэт и объёмы скульптуры мягкие, плавные. Прекрасно выполнены детали – тонкие девичьи черты лица, струящиеся пряди волос, складки одежд. Полихромия скульптуры основана на сочетании звучных сине-зелёного, золотого и красного цветов.

Скульптура святой Екатерины была обнаружена в кирхе Арнау, где, вероятно, размещалась на одной из пристенных консолей в интерьере здания. Ввиду своих небольших размеров образ святой Екатерины мог украшать небольшую нишу во входной части храма. Фотографии интерьера церкви до 1941 года демонстрируют, в основном, его общий вид, чего не достаточно для установления местонахождения скульптуры святой Екатерины. На одном из фото хорошо читается силуэт некой скульптуры, стоящей на консоли правой стены, однако, её размеры явно превосходят представляемое произведение. Среди упоминаемого в различных источниках церковного убранства кирхи Арнау встречается информация о скульптурных образах апостолов, украшавших консоли, однако о фигуре святой Екатерины сведений нет.

Неоклассицистическая стилистика скульптуры святой Екатерины ясно указывает на то, что фигура была выполнена во II-й пол. XIX – нач. XX вв., в то время, как интерьер церкви был сформирован в конце XVII столетия в едином стиле барокко. Известно, что в период с 1908 по 1912 гг. кирха Арнау впервые подверглась обширной комплексной реставрации, в ходе которой было поновлено и её декоративное и скульптурное убранство. Однако, имён мастеров, привлечённых к этим работам, выявить не удалось. В 1907-1908 гг. к реставрационным и поновительным работам по дереву в Восточной Пруссии активно привлекался кёнигсбергский резчик-скульптор Альберт Бой (Albert Boy, даты жизни неизвестны, работал в начале XX в.), в частности, ему доверялась реставрация произведений знаменитого мастера эпохи барокко И.К. Дёбеля (1640 – 1705/1713), создавшего в 1687 г. прекрасный резной алтарь для церкви Арнау. Возможно, именно А. Бой имел отношение к восстановительным работам и в Арнау в начале XX в., где мог поновить, а быть может, заменить обветшалую барочную скульптуру святой Екатерины на новую.