В статье рассматриваются особенности иконографического типа Богородицы «Просительница», как частного извода «Агиосоритисса». Ключевым элементом в данной иконографии предстает раскрытый свиток в руках Богоматери. Прослеживается взаимосвязь текста в свитке со смысловым содержанием иконописного образа. В заключении, автор впервые представляет икону XIX века из собрания КОИХМ, в которой образ Богородицы «Просительница» приобретает новое звучание.

Во все времена Христианской культуры образ Пресвятой Девы Марии был окружен особым почитанием и любовью. Словно в подтверждение этому, современные исследования насчитывают более 700 чтимых канонических типов богородичных изображений. Появлению столь поразительной цифры во многом способствовало утверждение на III Вселенском соборе, который состоялся в 431 году, титула и признания Марии Богородицей.

Кроме того, широкое распространение почитания Богородицы исследователи связывают с тем, что образ Божией Матери, как «вечной Заступницы, способной смягчить гнев Божий» был близок и понятен народному восприятию, в то же время простота каноничных образов, скрывающая в себе безграничное поле смыслов и подтекстов, привлекала богословскую традицию [4], а изображение Пресвятой Девы позволяло художникам, оставаясь в рамках канона, передать всю глубину чувств Материнской любви и сострадания к Своему Сыну, идею Покровительства и Заступничества Небесных сил за молящихся [2]. Отныне образ Божией Матери получил не только самостоятельное почитание, но и послужил источником вдохновения поэтов и богословов. Великое множество удивительных по своей красоте и символическому содержанию эпитетов и прославлений Богородицы оставили гимнографические и акафистные произведения. В настоящее время все многообразие иконографических типов условно принято делить на четыре основные группы: «Одигитрия» («Путеводительница»), «Оранта» («Знамение»), «Елеуса» («Умиление») и «Акафистный» тип, который выступает как собрание иллюстраций к эпитетам и величаниям Богородицы.

Каждый каноничный образ Богородицы христоцентричен по своему духовному и символическому содержанию. Традиционное изображение Богоматери с Младенцем венчает собой идею Боговоплощения, Спасения и Искупления человеческого рода, соединения тварного и нетварного естества в Богочеловеке. Вместе с тем в церковном искусстве встречаются образы Богоматери без Младенца. Один из них – «Агиосоритисса» («Заступница»), представляет собой изображение Богородицы в полный рост, обращенной чаще всего вправо с молитвенным жестом рук, простертых к Небу. Подобный иконографический тип получил свое название по наименованию почитаемой чудотворной иконы из капеллы Агиа Сорос Халкопратийской церкви в Константинополе. К сожалению, иных сведений об иконе не сохранилось. Некоторое представление о святейшем образе Богоматери с Халкопратийской иконы мы можем получить благодаря списку Агиосоритиссы Халкопратийской в регистре знаменитых чудотворных икон Константинополя на сохранившейся иконе рубежа XI-XII веков из монастыря Св. Екатерины на Синае, изображение которого представлено в книге О. Е. Этингоф «Образ Богоматери» [3].

Со временем образ Богородицы «Заступница» утвердился в составе деисусной композиции, где через символический диалог, который безмолвно ведут между собой Пресвятая Дева и Иисус Христос, особенно отчетливо стала звучать идея покровительства и моления о Спасении и Искуплении грехов всего рода человеческого.

Принято считать, что икона Агиосоритисса Халкопратийская является протографом другого иконографического типа Богородицы – «Параклесис», или «Просительница». Особенностью извода «Параклесис» является вложенный в руку Богородицы раскрытый свиток с ходатайственной молитвой ко Христу. Подобное изображение Богородицы размещалось на предалтарных опорах и неизменно сопровождалось изображением образа Иисуса Христа «Милосердного». Такого рода парная композиция была призвана раскрыть символику духовной близости и диалога между Божией Матерью и Сыном. Одним из значимых элементов в данной композиции становится текст в развернутом свитке, призванный «расшифровать» таинство диалога всем молящимся. В исследовании, проведенном М.Н. Бутырским [1, 212], удалось восстановить формулу текста, известную уже к XII веку и употребляемую в различных памятниках церковного искусства: «Прими прошение Матери Твоей, о Божественное и Сострадающее Слово. — Что же Ты просишь, Мать? — Спасения для смертных. — [Они] разгневали Меня. — Будь милостив, Сын Мой. — Но они не покаялись. — Верным милость [даруй]» (текст фрески из церкви Св. Никиты в Чучере, близ Скопье, 1316-18 гг., мастера Михаил и Евтихий). Другим вариантом диалога в качестве ответа на молитву-прошение Богородицы, мог служить текст в раскрытом Евангелии, которое держит в левой руке Иисус Христос, а правой благословляет.

В русской иконописной традиции иконографический тип Богоматери «Заступница» получил свое осмысление в Боголюбской иконе Божией Матери (ок. 1158–1174 гг.), которая представляет Богородицу в рост, в трехчетвертном развороте вправо с воздетыми в молитвенном жесте руками и с раскрытым свитком с текстом моления ко Христу, изображение которого находится в правом верхнем углу в небесном сегменте. Позднее традиционный извод дополняют фигуры святых, предстоящих в молении перед Богоматерью; сюжет дробится и приобретает все новые детали в соответствии с запросами времени и программой стиля эпохи. Все явственнее на передний план проступает вотивный характер образа «Просительницы». По последним сведениям, которые были получены в ходе реставрационных работ по восстановлению оригинального образа Боголюбской иконы Божией Матери, стало известно, что раскрытый свиток в руке Богородицы, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были дописаны не ранее XIII века, а сам текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») был прописан уже в XVIII столетии. Результатом многолетнего проведенного исследования стала экспозиция «Икона XII века Богоматерь Боголюбская. 100 лет исследований — ответы реставрации», которая была представлена в 2015 году в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Возвращаясь к вопросу текста в развернутом свитке в руках Богородицы, не подлежит сомнению, что надпись со временем приобретает особое значение. В своем исследовании М.Н. Бутырский отмечает, что в славянской иконописной традиции текст отличается «значительной вариативностью» и таким образом позволяет наделить содержание каноничной композиции определенным смысловым оттенком [1, 211]. Чаще всего могут встречаться следующие виды текстов: «Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное», «Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир», «Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою», «Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй».

В XIX веке вновь происходит смысловое обновление образа Богоматери «Просительница» в иконописи. В собрании КОИХМ находится храмовая икона «Богоматерь из Деисусного чина», которая представляет собой редкий иконографический тип: Богоматерь «Просительница» с избранными святыми на полях и со сценами праздников Пресвятой Богородицы в клеймах. Икона выполнена на трех склеенных между собой липовых досках. Образ написан темперными и масляными красками по левкасу, с последующим покрытием фона и полей иконы цветными лаками. В среднике помещено поясное изображение Богородицы в трехчетвертном развороте вправо с раскрытым свитком в левой руке, правая рука перед грудью. На Богородице красного насыщенного цвета мафорий, подбитый зеленым, украшенный золотой каймой с бахромой, из-под мафория виден темно-синий чепец и рукав туники. На плечах и челе помещены звезды – символы Приснодевства Богородицы. Личное написано по темно-охристому санкирю с высветлением, придающим объемность лику. Текст в свитке: «Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое [ибо аз молю за мир]». Пространство фона, нимба и полей богато украшено растительным орнаментом и покрыто слоем цветных лаков. Средник отделен от полей двойной красно-белой линией, тот же мотив повторяется и в обводке нимба. На полях находятся погрудные изображения избранных святых в круглых медальонах. Подписи к медальонам значительно утрачены, что не позволяет провести атрибуцию святых. Опушь двойная, синего и красного цветов. В целом, лаконичность колориту придает использование желтого, красного, зеленого и темно-синего цветов и их оттенков. В то же время подобная цветовая гамма наделяет образ торжественностью и праздничностью. Отличительной особенностью иконы «Богоматери из деисусного чина» из собрания КОИХМ является изображение сцен праздников Пресвятой Богородицы в клеймах, имеющих нестандартную усеченную форму. При более детальном рассмотрении программы построения иконописного образа, мы позволили себе выдвинуть предположение, что такая форма клейм в совокупности со столпообразной формой полей представляет собой схематичный образ трехнефного храма. Эта мысль также основывается на утвердившемся представлении Богородицы как символа Церкви Земной. Кроме того, пять изображенных в клеймах сцен из жития Богоматери также являются двунадесятыми праздниками богородичного цикла, которые утверждены в Православной Церкви.

Таким образом, иконографическая программа иконы «Богоматерь из деисусного чина» из собрания КОИХМ представляет собой обновленное восприятие образа Богородицы «Просительницы» в XIX веке. В подобном изводе, который встречается в иконописи на протяжении всего XIX века, текст в раскрытом свитке может быть вариативен, но неизменными остаются наличие пяти фигурных клейм со сценами праздников Пресвятой Богородицы. Повторение данного мотива в разных иконах позволяет выдвинуть предположение о новом наполнении символики образа Богоматери «Просительница» не только как Предстательницы и Заступницы за род человеческий пред Спасителем, но и как прообраза Церкви Земной, вместилища соединения Бога с человеком.

Библиографический список:

Бутырский М.Н. «Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа» // Иконостас: Происхождение — развитие — символика: [Сб. ст.]. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 751 с.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1. Спб, 1914. Репринт: Elibron Classics, 2003. 390 с.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI – XIII вв. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 312 с.
Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. 212 с.
Полина Николаевна Попцова,

культуролог,

сотрудник художественного сектора Калининградского историко-художественного музея.

Белякова П.Н. Особенности иконографического типа Богородицы «Просительница» на примере иконы из собрания КОИХМ // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 8, №1. С. 46-53.