В декабре 2014 года в Калининградском областном историко-художественном музее состоялось открытие выставки китайского искусства XX века. Поэтичное название экспозиции «Тени глубокого сна» было навеяно сборником афоризмов интеллектуала XVII века Чжан Чао. Предметы из музейного собрания позволили посетителям получить представление о традиционной живописи гохуа и декоративно-прикладном искусстве Китая.

Несомненно, жемчужиной китайской коллекции музея можно считать серию работ художника Цзян Шилуня, выполненных в манере гохуа. Цзян Шилунь посетил Калининград в 1989 году с персональной выставкой. Именно тогда наш зритель впервые познакомился с китайским искусством. Экзотика восточной культуры, в которой живопись, поэзия и каллиграфия соединены воедино, очаровала и посетителей, и организаторов выставки. Спустя четверть века музей представляет собственную коллекцию китайского искусства: девятнадцать живописных работ и дворцовый фонарь кисти Цзян Шилуня, выполненный в технике росписи по шёлку, а также образцы художественной вырезки из бумаги.

Китайская художественная вырезка из бумаги — пожалуй, самый популярный и доступный вид творчества в Китае по сей день — внесена во Всемирный список наследия ЮНЕСКО. Для создания фигурки необходим минимум средств: ножницы и бумага. Именно поэтому вырезание широко распространилось в сельских провинциях, став народным промыслом. В различных районах существуют свои школы и направления, которые отличает друг от друга узнаваемый характерный стиль. В экспозиции представлены вырезки из бумаги провинции Чжэцзян и уезда Вэйсян провинции Хуа. Серия вэйсянских вырезок из бумаги «Лянпу» демонстрирует образцы грима к различным китайским пьесам. Миниатюрные по своему размеру вырезки выполнены с высочайшим мастерством из тонкой бумаги, расцвеченной акварелью и гуашью. Работы мастеров школы Чжэцзян отличают элегантность, тонкость и изящество исполнения. Распространённая тема для этой школы — изображение религиозных и духовных мотивов, сценок из жизни народа. Также встречаются фигурки животных, птиц, растений и цветов. Согласно древним обычаям, художники используют красную бумагу. Красный цвет в китайской культуре соответствует стихии огня, символизирует течение жизни, отпугивает злых духов и приносит удачу в дом, гармонизирует общую атмосферу. Представленные в экспозиции вырезки школы Чжецзян созданы руками деревенских мастериц. Издавна вырезание из бумаги считалось женским занятием. В далёком прошлом этим искусством должна была владеть каждая девушка. В то же время профессиональными мастерами по вырезке всегда были мужчины, поскольку имели возможность заниматься ремеслом в специальных мастерских. В настоящее время вырезками из бумаги дополняют интерьер, используют для украшения окон и дверей, преподносят в качестве подарков-благопожеланий.

Белякова П.Н.Тени глубокого сна // Мир музея. 2015. №6. С. 42-43