В данной статье речь пойдет о военных экспозициях Калининградского историко-художественного музея, посвященных второй мировой войне. Автор статьи познакомит читателя с тем, как на протяжении всего периода истории музея менялся показ в экспозициях этой темы. Прошло уже более 60 лет как эта война, унесшая миллионы человеческих жизней, закончилась. Ушли боль, ненависть, страх. У людей осталось одно желание – жить в мире, строить свои отношения во взаимном согласии и дружелюбии.
Вчерашние противники встречаются за круглым столом и обсуждают проблемы, которые волнуют всех: они говорят о семье, доме, о своих творческих планах. И это естественное состояние человека — противоестественно было убивать на войне. Должно было пройти время, чтобы люди смогли переосмыслить произошедшее 60 лет назад. Война унесла миллионы жизней русских людей, она разрушила тысячи семей немецких людей, уничтожила культуру некогда прекрасного города Кенигсберга с его многовековой историей. Правильно высказывание: плохой мир лучше хорошей войны, потому что самое ценное в мире — это человеческая жизнь.
Естественно, что показ событий войны в экспозиции музея в 40-х и 50-х годах отличался от показа в настоящее время. Полной исторической правды о войне тогда не могло быть. Сильны были партийные установки. Все тексты и тематико-экспозиционные планы обязательно согласовывались с обкомом партии. Экспозиция музея, ставя главной целью — воспитание молодежи на героике Великой Отечественной войны, пропагандировала подвиг советских воинов, талант наших полководцев. Приоритет был отдан показу материалов о Героях Советского Союза, красной нитью проходили через экспозицию документы, показывающие ведущую роль Коммунистической партии в годы Великой Отечественной войны. Вся экспозиция была посвящена боевым действиям советских войск, материалов об участниках обороны Восточной Пруссии не было и не могло быть. Была негласная партийная установка, запрещавшая показ этой темы в военной экспозиции. Поэтому показ войны был неполный, хотя многих эта тема интересовала уже тогда.
Интересно, что, созданный как краеведческий 7 августа 1946 года, историко-художественный музей тогда назывался музеем «Отечественной войны и штурма Кенигсберга», хотя постоянно действующая экспозиция появилась только в 1957 году. В начале 50-х годов была организована выставка-передвижка «Восточно-Прусская операция». Первые экспонаты по военной тематике поступили в 1952 году из Центрального музея Советской армии города Москвы: ряд подлинных документальных фотографий по теме Восточно-Прусской операции, предметы амуниции и боевые награды военнослужащих вермахта. В комплектовании музейных коллекций оказывали содействие воинские части Калининградской области.
До апреля 1949 года музей не имел своего здания, размещался время от времени в небольших помещениях площадью до 50 кв.м. С апреля 1949 года музей получил здание по адресу: город Калининград пер. Богдана Хмельницкого, дом 19/21, где находился до 1973 года. Среди первых сотрудников, которые занимались сбором экспонатов по теме, следует назвать Шарапова В.А., Строкина В.Н. и Балязина В.Н. В середине 50-х годов Балязин В.Н. неоднократно командируется в различные районы Калининградской области с целью изучения оборонительных сооружений, например в районе п.Знаменска, г.Полесска,. г.Советска, г.Озерска, а также сбора экспонатов у родственников Героев Советского Союза и участников Восточно-Прусской операции. Результатом такой работы было составление тематико-экспозиционных планов и построение экспозиции по теме «Восточно-Прусская операция». Но кардинальный сдвиг в работе военно-исторического отдела произошел с приходом в музей Петрикина А.И., кадрового офицера, участника Восточно-Прусской операции и штурма Кенигсберга. Он поставил принципиально новую цель в работе отдела — создание полнокровной экспозиции по теме боевых действий советских войск на бывшей территории Восточной Пруссии. Им создана научная база по теме « Восточно-Прусская операция». Петрикин А.И. активно работал в Центральном военном архиве МО СССР в городе Подольске Московской области, в Центральном музее Вооруженных сил СССР и других музеях. Им собраны материалы на всех Героев Советского Союза — участников Восточно-Прусской операции. Его научным архивом пользуются в работе до сих пор сотрудники музея. Им же собрана большая часть экспонатов по теме, среди которых наградное оружие, боевые награды, подлинные фотографии и документы участников этих событий, как рядовых, так и представителей командного состава. В частности, ему удалось убедить Маршалов Советского Союза Василевского А.М. и Баграмяна И.Х передать свои личные вещи и другие интересные предметы и документы именно в наш музей. Большая часть экспонатов и ныне действующей экспозиции — заслуга Анатолия Ивановича.
Основной принцип построения экспозиции на Богдана Хмельницкого был хронологический. Комплектование было в первую очередь связано с темой «Штурм Кенигсберга». Это было время, когда у русских людей еще были сильны воспоминания о минувшей войне. Каждая семья потеряла на фронте близких. Сильно было такое чувство как ненависть ко всему немецкому, поэтому в это время невозможным было поместить рядом с материалами советских солдата материалы немецких солдат — это было равносильно пропаганде фашизма.
В 1973 году музей разместился в новом здании по улице Горького, дом 113. Здесь экспозиция по военно-исторической тематике была представлена в полном объеме (что касается боевых действий советских войск в Восточной Пруссии в 1944-45 годах). Приоритет опять же был отдан Героям Советского Союза, но появились и коллекции на нетитулованных участников войны. В этой экспозиции нашла отражение и такая тема как «Боевые действия Балтийского флота в Восточно-Прусской операции». Экспозиция пополнилась объемными экспонатами: пулеметными установками с бронекатеров, якорными минами, глубинными бомбами, парогазовыми торпедами. В экспозиции появились новые комплексы: «Удары авиации дальнего действия по военно-промышленным объектам Германии» (в том числе и по городам Восточной Пруссии), «Боевые действия французского авиаполка «Нормандия-Неман» в Восточно-Прусской операции», «Работа советских разведгрупп специального назначения в период подготовки и проведения Восточно-Прусской операции». В раздел экспозиции «Краснознаменный Балтийский флот в Восточно-Прусской операции» был введен новый материал о командире подводной лодки «С-13» капитане 3-его ранга Маринеско А.И.. Но основной принцип показа темы оставался неизменным. Опять же обязательным был показ документов, определяющих ведущую роль партии и партийных работников в Великой Отечественной войне, нельзя было показывать участников обороны Восточной Пруссии, негативные моменты операций и сражений.
В 1991 году была открыта новая экспозиция в здании на улице Клинической, 21 (бывший немецкий городской зал). Новая экспозиция, разместившаяся на втором этаже музея, имела площадь свыше 1000 квадратных метров. Помимо традиционных тем, посвященных боевым действиям советских войск на территории Восточной Пруссии, включала тему этапных сражений Великой Отечественной войны, участниками которых были калининградцы — ветераны области. Нашли свое отражение и совершенно новые темы: «Части и соединения вермахта в период обороны Восточной Пруссии в 1944-1945 годах». Оживили экспозицию и объемные экспонаты: макет города-крепости Кенигсберга, перемещенный из филиала музея «Командный пункт — 43 армии» и диорама «Штурм Кенигсберга», электрифицированные карты схемы этапных сражений Великой Отечественной войны и системы обороны города-крепости Кенигсберга. На эмоциональное восприятие посетителя влияли и такие экспонаты, как образцы стрелкового оружия, артиллерийские пушки советского и немецкого производства.
Время работы над созданием новой экспозиции по улице Клинической совпало с распадом Советского Союза и переходом России от социализма к рыночной экономике. Менялась страна и люди, менялись нравственные ориентиры. Это было сложное время для простого русского человека. В потоке хлынувшей информации сложно было отделить правду от вымысла. Белое становилось черным, и наоборот. Появилась возможность доступа к ранее закрытым источникам, общения с зарубежными партнерами. Многое зависело от самой личности историка, которому подчас самому нужно было решать, что выбрать из этого потока, и как подать новую подчас сенсационную информацию простому человеку, которого годами убеждали в обратном. Часто в погоне за сенсацией печатали и использовали непроверенную информацию.
В 1991 году калининградский общественный комитет «Маринеско» организовал встречу сотрудников военно-исторического отдела Калининградского историко-художественного музея с господином Гейнцом Шеном, бывшим помощником капитана лайнера « Вильгельм Густлоф». После встречи сотрудники смогли посмотреть фильм, снятый по сценарию Шена «Ночь над Готенхафеном». Гейнц Шен в 1944 году был мобилизован на вспомогательный флот третьего рейха. В начале был учеником казначея лайнера «Вильгельм Густлоф», который к тому времени был превращен в плавбазу 2-й учебной дивизии подводных лодок. Затем он стал помощником капитана по материально-финансовому снабжению. Шен принимал непосредственное участие в подготовке лайнера к переходу из Готенхафена в Центральную Германию. 30 января при выходе из Данцинского залива лайнер был торпедирован советской подводной лодкой «С-13» под командованием капитана 3-го ранга Маринеско. А.И. Гейнц Шен был одним из 988 пассажиров, спасшихся в ту роковую ночь. Он подробно рассказал о событиях январской ночи. Молодой помощник капитана в тот момент, когда советской подводной лодкой были выпущены торпеды, забежал в свою каюту. После взрыва он оказался на полу каюты под грудой книг и других предметов. С трудом, вырвавшись из каюты, он побежал по коридору к командирскому мостику по телам уже мертвых пассажиров: часть из них погибла уже при взрыве, часть погибла от рук охранников, выставленных у проходов для наведения порядка. На командном мостике царили хаос и паника. Не работал ни один радиопередатчик из-за того, что полопались от взрыва радиолампы. Аккумуляторы оказались незаряженными, из-за чего было невозможно подать сигнал «SOS». Лишь после того, как радист с конвойного корабля «Леве», вышедший из своей рубки на палубу, увидел кренящийся лайнер, сигнал «SOS» был передан в эфир.
Как же сложилась судьба Шена после войны? Он работал руководителем транспортной кампании. В свободное от работы время занимался сбором материалов, связанных с действием флотов на Балтийском море, а также сбором материалов о пассажирах, спасшихся с затонувшего лайнера. Он написал несколько книг, которые подарил историко-художественному музею. Одна из них, «Балтийское море 1945- люди, корабли, судьбы», представлена в экспозиции музея. Сразу после войны Шен вступает в социал-демократическую партию Германии, выступает как активный противник войны, обличает милитаризм. Он считает, что Маринеско ни в чем не виноват — он выполнял свой воинский долг, был послан воевать и хорошо делал свое дело.
Действительно, как можно обвинять Маринеско в том, что он отдал приказ торпедировать лайнер, на борту которого было много мирных беженцев? Откуда он мог знать об этом? Лайнер шел, соблюдая светомаскировку, в боевом охранении. На нем не было опознавательных знаков Красного креста. Балтийское море было объявлено зоной боевых действий. По всем законам военного времени его атака была законной.
Судьба Маринеско была тяжелой. Хотя по потопленному тоннажу он был признан подводником №1 на Балтийском флоте (блестяще провел атаку на «Густлоф»), ему не было присвоено звание Героя Советского Союза, хотя он был к нему представлен после январского похода 45 года. Человек он был неординарный, часто конфликтовал с начальством, нарушал дисциплину. Только после смерти Александра Ивановича Маринеско в 1990 году по ходатайству Калининградского комитета «Маринеско» была восстановлена историческая справедливость — он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Шен также передал музею свой фотоснимок 1944 года, на котором он снят на документ, и ряд своих статей. Представлена в экспозиции и, переданная в 1995 году, памятная медаль «Самая крупная акция по спасению пассажиров с затонувших кораблей Балтийского моря 1945 г», выпущенная в Германии в 1995 году.
В 1991 году музею удалось установить контакт с федеральным архивом города Фрайбурга. В результате этого контакта были получены ценные материалы о последнем коменданте крепости Кенигсберг О.Ляше, о командирах дивизий, оборонявших Кенигсберг в апреле 1945 года. Эти материалы были включены в новый комплекс об участниках обороны Восточной Пруссии. Личность последнего коменданта крепости Кенигсберга, безусловно, заслуживает особого внимания и уважении. Во-первых, в Калининграде сохранился бункер (в настоящее время отдельно стоящая экспозиция историко-художественного музея, образованная как филиал в 1968 году), где в период штурма Кенигсберга работала оперативная группа штаба немецкого гарнизона во главе с комендантом крепости генералом О.Ляшем и куда была направлена группа советских парламентеров для ведения переговоров. Именно здесь Ляш принял решение о прекращении сопротивления. Во-вторых, это решение было принято именно Ляшем, вопреки мнению нацистского руководства, считавшего, что оборонять город нужно до последнего солдата. В третьих, приняв решение о капитуляции, Ляш спас жизни тысячам немцев, которых ожидала неминуемая смерть в случае продолжения сопротивления.
В новый комплекс вошла и книга Ляша «Так пал Кенигсберг», написанная им по возвращении из русского плена. В предисловии к мемуарам он пишет о том, что изначально перед ним была поставлена невыполнимая задача, обрекшая на смерть тысячи жителей Кенигсберга, не успевших эвакуироваться из города. Ляш подробно описывает последние дни Кенигсберга глазами человека, возглавившего оборону города.
Как опытный военный и человек, обладавший прекрасными человеческими чертами характера, он пользовался уважением у подчиненных. Лаш был известен и в высших военных кругах: не смотря на то, что он никогда не был членом нацистской партии, комендантом он был назначен личным приказом самого Гитлера.
В 1993 году состоялась еще одна встреча, которая помогла пополнить экспозицию комплексом материалов еще об одном участнике боев в Восточной Пруссии- Бернарде Фише.
Фиш попал на фронт не по идеологическим соображениям, а как кадровый офицер, так как был выходцем из семьи потомственных артиллеристов. Фиш служил в артиллерийской части, которая базировалась в Инстербурге (в настоящее время город Черняховск Калининградской области). После взятия советскими войсками населенного пункта Неммерсдорф (в настоящее время Маяковское Калининградской области) в октябре 1944 года часть Фиша была поднята по тревоге и направлена к этому населенному пункту. По словам Фиша, когда они вступили туда после ухода советских войск, все было чисто. Лишь позже из прессы он узнал об якобы учиненной там расправе советских танкистов над мирными жителями.
Напомним читателю, что с 16 по 25 октября 1944 года советские войска силами 11-й гвардейской, 5-й и 28-й армий провели наступательную операцию на территории Восточной Пруссии с целью разгромить тильзитско-инстербургскую группировку немцев. Главный удар наносился 11-й гвардейской при поддержке 2-го танкового корпуса и 5-й армиями из района Вилкавишкин в направлении на Гумбиннен (в настоящее время город Гусев Калининградской области).
Неммерсдорф брала 25-я танковая бригада из состава 2-го танкового корпуса. 21 октября в 9 часов 30 минут бригада овладела находящимся в глубоком тылу немцев крупным опорным пунктом городом Неммерсдорфом, расположенным на западном берегу реки Ангерапп. На этом направлении успешно действовала артиллерия и танки немцев. 22 октября два батальона 25-й бригады отражали контратаки немцев у Неммерсдорфа, остальные две находились юго-западнее Гумбиннена, прикрывая с северо-запада наступление главных сил корпуса на город. В районе Неммерсдорфа батальон немецкой пехоты и 20 танков, поддерживаемые артиллерией и авиацией, 6 раз в течение дня атаковали подразделения 25-й танковой бригады. Но уже 23 октября в 14 часов 30 минут поступил приказ оставить прикрытие Неммерсдорфа и отвести войска.
По глубокому убеждению автора статьи, общавшегося с ветеранами войны, участниками этого сражения, советские солдаты не могли учинить зверскую расправу над мирными жителями. Да у них на это просто не было времени — здесь шли ожесточенные бои. Это злодеяние было четко и методично спланировано нацистами, стремящимися запугать мирное немецкое население ужасами, сопровождавшимися нашествием советских солдат.
Фиш передал в музей очень интересные и ценные материалы, которые с интересом смотрят посетители (в настоящее время по техническим причинам раздел, посвященный Гумбинненской операции, временно демонтирован). Это фотоснимок, на котором Бернард снят летом 1944 года в городе Инстербурге над рекой Ангерапп, подлинный военный дневник с его рисунками, сделанными в военном госпитале, в котором есть упоминания о бое под Неммерсдорфом. Фиш передал музею свои письма с фронта, адресованные брату, находившемуся в это время в лагере для эвакуированных из западных районов Германии. Лагерь был расположенный в Саксонии в рыцарском замке. В шести письмах, датированных январем-февралем 1945 года, Фиш пишет об участии в боевых действиях, о бытовых проблемах, делится своими переживаниями. Письма отправлены из Мариенбурга (Мальборгка), Дейч-Эйлау, Демина, Гданьска. Это душевные откровения человека, в конце войны испытавшего все ее тяготы, надеющегося на скорое окончание этого ужаса, мечтающего о мирной жизни.
Передали свои материалы в музей еще два участника оборонительных боев за Кенигсберг — Реенхард Хенкус, бывший член фольксштурма, и Лео Хессе, воевавший в составе 974 гренадерского полка 367 пехотной дивизии, проживающие в настоящее время в Берлине. Это фото и документы.
Кроме контакта с бывшими участниками боев в Восточной Пруссии, одним из способов пополнения экспозиции по данной теме являются материалы, переданные в музей в разное время посетителями музея и жителями Калининграда. Часто их обнаруживают в подвальных и чердачных помещениях старых немецких домов, при строительстве новых жилых комплексов во время рытья котлованов.
Так в 2000-м году в музей была передана вдовой калининградского писателя Юрия Иванова Тамарой Степановной Ивановой очень интересная коллекция, состоящая из рисунков, документов, фотографии, фронтового письма, почтовых карточек и немецкой кинокамеры (в хорошем состоянии) времен второй мировой войны. Эти уникальные экспонаты были обнаружены на чердаке дома. На фотографии изображена молодая девушка. На обратной стороне есть дарственная надпись: «Жизнь должна быть прекрасна. Дайне Лили» (перевод с немецкого). Письмо Эрнста обращено к дорогому другу Хансу и датировано 24 ноября 1944 года. Эрнст мягко упрекает друга в отсутствии от него писем. Он недоумевает, почему в их переписке образовалась такая большая пауза. Упоминается в письме населенный пункт Калькайм (в настоящее время поселок Грушевка Гурьевского района Калининградской области). Записная книжка содержит список карт с указанием масштабов. Упоминаются Пиллау и Кенигсберг. В сообщении от 20 декабря 1944 года от офицера Мойзельбаха говорится о том, что унтер-офицер Хайлебергер уехал 18 декабря 1944 года на грузовике, не имея при себе подобающих документов. Полевая жандармерия конфисковала автомобиль, из-за чего он в течение 6 часов не эксплуатировался. Один из рисунков представляет собой выполненный карандашом автопортрет художника (предположительно). На нем изображен молодой человек в военной форме со знаками отличия планериста. На остальных рисунках изображена молодая девушка.
А совсем недавно летом 2006 года посетитель музея передал интересную коллекцию документов и фотографий, датированных 1914-1944 годами. Они были обнаружены в районе новостройки Сельма в Калининграде при строительстве жилого дома в котловане фундамента. По предварительному исследованию это материалы архива НКВД, о чем говорят дырочные проколы с левой стороны (материалы были проколоты для скрепления в дело и пронумерованы). Но для нас они интересны прежде всего как исторические документы, среди которых есть паспорт гражданина России, выданный 10 сентября 1920 года, выполненный на старом бланке российской империи, сопроводительное письмо к делу губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией от 26 октября 1918 года, разовое разрешение на выезд из Петрограда в 1919 году, листовка-обращение «Русского комитета» под руководством Власова А.А. к военнослужащим советской армии 1942 года, газета «Frankfurter zeitu». В советское время вряд ли эти документы могли оказаться в музее.
С 90-х годов 20 века музей существенно пополнился экспонатами в результате экспедиций. В 1990 году состоялась экспедиция на Балтийскую косу (Фришес-Нерунг), где в конце апреля 1945 года шли заключительные бои Восточно-Прусской операции советских войск. Здесь были обнаружены многочисленные немецкие землянки (12-й километр косы). В результате экспедиции экспозиция музея пополнилась предметами быта и вооружения военнослужащих вермахта, обнаруженными в землянках.
Один из источников пополнения экспозиции — материалы, которые передают в музей поисковые отряды «Совесть» и «Фридрихсбург», занимающиеся с середины 90-х годов поиском останков советских солдат и увековечиванием их имен, а также поиском и установлением имен немецких военнослужащих, погибших во второй мировой войне на этой территории. Молодые ребята совершенно бескорыстно по велению своей совести на добровольных началах занимаются восстановлением исторической справедливости. По результатам их работы вносятся изменения и дополнения в военные архивы и Книги памяти, проводятся выставки в историко-художественном музее. Одна из таких выставок запланирована на июнь 2007 года. За время работы, например, отряда «Совесть» с 2000 по 2006 года найдено 569 солдат, установлены имена 412 солдат. В музейной экспозиции представлены предметы быта и снаряжения, медальоны и награды солдат вермахта, переданные поисковым отрядом «Совесть».
Говоря о перспективах дальнейшего развития экспозиций по теме второй мировой войны, следует учитывать следующие моменты. Она будет ориентироваться на молодое поколение, которое не видело и не знает этой войны, поэтому наша задача музейными средствами показать весь ее трагизм Война станет для них назидание- эта трагедия не должна никогда повториться. По прошествии 60 лет после окончания второй мировой войны расширились возможности для более полного показа этой темы (расширились контакты с зарубежными партнерами, появились возможности знакомиться с ранее засекреченными документами архивов), поэтому стало реальным помещение в экспозицию музея материалов, например, об участниках обороны Восточной Пруссии. Но главной своей задачей музей, по-прежнему, ставит воспитание молодежи на героических страницах своей истории, формирование у нее патриотизма и любви к своей Родине. Планируется реэкспозиция блиндажа, где лишь две из 21 комнат воссоздают обстановку работы штаба немецкого гарнизона Кенигсберга. А именно, комнаты, где работал начальник штаба Зюскинд-Швенди и где Ляш подписал приказ о капитуляции. Целесообразно было бы воссоздать в бункере полностью атмосферу работы обороняющего гарнизона, показать работу его мозгового центра- штаба. Необходимо провести реэкспозицию еще одной военной экспозиции — «Командного пункта 43-й армии», расположенной в поселке Холмогоровка (бывшей господской усадьбе Фуксберг). Экспозиция открыта как филиал музея в 1969 году). Историческая значимость этого объекта велика — здесь в период подготовки и штурма Кенигсберга находился командный пункт 43-й армии, штурмовавшей Кенигсберг с северо-запада, и временный пункт управления 3-го Белорусского фронта. Отсюда осуществлялось управление войсками командующими такого ранга как маршал Советского Союза Василевский А.М., генерал армии Баграмян И.Х, генерал-лейтенант Белобородов А.П.
Однозначно, военную экспозицию нужно сохранять и развивать, так как это важная страница нашей истории, которую не вычеркнешь. Кроме того, музей располагает богатейшими материалами по теме второй мировой войны, и прежде всего по теме «Восточно-Прусская операция и штурм Кенигсберга». Вопрос в том, как показывать войну спустя 60 лет после ее окончания? Наверное, как трагическую страницу в истории человечества. Нужен взгляд на события с двух сторон (например, в трактовке боевых действий на территории Восточной Пруссии). И можно показывать штурм, например, форта №5 не только, как мемориал массового героизма советских солдат ( в настоящее время форт № 5 -отдельно стоящая экспозиция музея, открытая как филиал в 1979 году.), но и мощное фортификационное сооружение мужественно обороняющегося противника. Ведь тот факт, что штурм этого форта длился 3 дня, говорит и о стойкости его защитников.
Говоря о преемственности в показе темы, следует отметить, что в своей основе экспозиция строится на материалах, собранных в 50-70-х годах (о боевых действиях советских войск), но, начиная с 90-х годов, музей пополняется экспонатами по новым темам, в том числе и по темам, связанным с участием немцев в обороне Восточной Пруссии.
Для нашего поколения война остается величайшей трагедией. Для наших потомков будет лишь значительным эпизодом в тысячелетней истории. Для восточно-прусской земли эта война обернулась новой этнокатастрофой. Об этом нужно помнить, развивая экспозиции по теме второй мировой войны.
В заключение, хотелось бы назвать тех сотрудников музея, которые на протяжении многих лет по настоящее время занимаются комплектованием фондов и совершенствованием экспозиции по теме второй мировой войны. Это Татьяна Васильевна Напреенко, Лариса Павловна Посредникова и автор статьи. Ценные материалы по теме были собраны Натальей Ивановной Быковой и Еленой Ивановной Пенкиной, возглавлявшей музей на протяжении 17 лет. С июня 2006 года музеем руководит кандидат исторических наук Якимов Сергей Александрович, активно интересующийся данной темой. Сотрудники музея возлагают на нового директора большие надежды и верят, что новая экспозиция по теме второй мировой войны увидит свет.
Старший научный сотрудник сектора истории Калининградского областного историко-художественного музея
Юрченко Эльвира Владимировна