В экспозиции представлено 740 наиболее интересных предметов из богатейшей археологической коллекции Калининградского историко-художественного музея. Данные артефакты поступили в КОИХМ в результате исследований древних могильников и погребений, расположенных на территории региона. Подобные археологические источники лучше других способны рассказать о мировоззрении и верованиях людей прошлых эпох. Так, сложная совокупность их знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений нашла свое отражение в материальной культуре. Представленные на выставке древности являются зримым доказательством того, что в сознании пруссов окончание земной жизни не означало окончания существования человека.При этом загробный мир во все времена оставался terraincognita, а мы, как и наши далекие предки, продолжаем искать ответы на вопросы: «Зачем мы живем, и что там, за гранью бытия?».
В экспозиции в хронологическом порядке показаны все разделы древней истории края, начиная от появления здесь в конце палеолита первых людей-охотников на северных оленей до завоевания и колонизации прусских земель рыцарями Тевтонского Ордена. На выставке представлены предметы быта, оружие, монеты и украшения разных эпох. Многие из них являются образцами высокой художественной культуры. Как писал о пруссах в первой половине XIII века энциклопедист Бартоломей Английский: «…по сравнению с прочими варварами, красив телом, отважен духом, превосходит все соседние народы талантом, искусством и ремеслами».
На выставке «Путешествие за грань» впервые продемонстрируют широкому кругу зрителей уникальные археологические находки: резные костяные накладки седла эпохи викингов с орнаментом, имеющим сакральный смысл; чудом сохранившуюся деревянную флягу XII века; коллекцию украшений IX-XII вв. Кроме того, здесь можно будет увидеть отреставрированную серебряную оковку луки седла конца V – начала VI веков нашей эры. Этот артефакт был обнаружен в 2008 году на территории могильника Митино (Гурьевский район) одним из отрядов Самбийской экспедиции ИА РАН. Ранее находки подобного рода деталей седел в Восточной Пруссии не были известны.
Орнаментированная серебряная оковка седла в скандинавском стиле представляет собой пластину трапециевидной формы. На ней можно увидеть фигурки воинов и животных, геометрические узоры. Примечательно, что элементы орнамента оковки перекликаются с орнаментами предметов, найденных в могильниках Литвы и Скандинавии. Ученые предположили, что пластина является зашифрованной картиной мироздания. В её верхней части изображены рогатые кони или быки, которые символизировали верхний мир и были связаны с солярными культами, в середине – фигурки марширующих воинов, в нижней трети – птицы, как отражение Хеля. Соответственно, мир богов, мир людей и мир мертвых…
Наибольший интерес представляют изображенные на пластине загадочные мужские силуэты. На сегодняшний день подобные антропоморфные изображения не имеют аналогий в балтском археологическом материале.
Однако общий вид фигурок воинов наводит на мысль об их возможной связи с «портретами» на скандинавских брактеатах эпохи Великого переселения народов. На основе анализа иконографических сходств можно предположить, что на митинской пластине изображен бог весны и света Бальдр – любимый сын Одина. Таким образом, данное произведение прикладного искусства свидетельствует о широком распространении скандинавской культуры далеко на восток. И хотя до сих пор неизвестно, кто является его автором – скандинав или подражающий скандинавам балт, можно с уверенностью сказать, что этот предмет был создан искусным мастером.
Совершите путешествие за грань и попробуйте услышать то, что пытаются рассказать нам безмолвные свидетели прошлого!